Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона
45-й
театральный
сезон
История театра

 В октябре 1971 г., в культурной жизни Якутии произошло знаменательное событие.

Со сцены старейшего в республике Русского драматического театра было объявлено о реорганизации музыкально-драматического театра в два самостоятельных коллектива: драматический театр им.П.А.Ойунского и Якутский Музыкальный театр. Появление Музыкального театра на «сцене истории» стало творческим итогом работы первых деятелей музыкальной культуры, солистов и артистов оперы, балета, хора, оркестра, по созданию предпосылок к появлению музыкального театра Якутии. Всё начиналось в 1936г., когда при Национальном театре был образован хор, в 1940г. на его основе – Якутский музыкально-вокальный коллектив, в 1944-1948гг. –первый Якутский Музыкальный театр-студия.

Первые ростки якутской музыкальной культуры счастливо прижились на суровой северной земле благодаря подвижнической деятельности немногочисленных энтузиастов. Во главе «строительства» будущего музыкального театра стоял его создатель и вдохновитель, основоположник якутской музыкальной культуры М.Н.Жирков. Он сплотил вокруг себя многих выдающихся деятелей якутской драмы и литературы по созданию первых произведений национального музыкально-театрального репертуара. Среди них – Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон, драматург, писатель, либреттист первых музыкально-сценических произведений. Это талантливые постановщики якутской драмы, режиссер В.Местников, художник Г. Туралысов, первый директор Музыкального театра-студии, известный певец и актер Т.Местников. Это специалисты, приехавшие из центральных районов России и оставившие заметный след в начальный период развития музыкально-театрального искусства – пианистка, концертмейстер и педагог П. Розинская, дирижер М.Бенедиктов, балетмейстеры С.Владимиров-Климов, И.Каренин, хормейстер В. Попов, педагоги-вокалисты Якутского Радиокомитета.

1947г. стал основополагающей вехой в становлении музыкального театра Якутии. Зрители стали свидетелями рождения первой оперы-олонхо М.Жиркова, Г.Литинского «Ньургун Боотур» (первыми исполнителями были артисты драмы и народные певцы М.Жирков, А.Новгородова, У.Нохсоров), основанной на одноименной музыкальной драме-олонхо, поставленной в 1940г., и первого балета «Сир Симэ5э» (Полевой цветок) в исполнении первых артистов балета А. Посельской, И.Христофорова, Л.Мекюрдянова. Появление дотоле неизвестных профессиональных музыкальных жанров на якутской сцене стало огромным историческим событием в культурной жизни республики и ознаменовало собою рождение музыкального театра Якутии.

Следующей высокой ступенью явился 1957г., когда возрожденный «Ньургун Боотур» был с огромным успехом показан во время легендарной Первой Декады якутской культуры и искусства на столичной сцене в Москве, с певцами А.Егоровой, И.Переваловым, Н.Баскаровым в главных партиях. Именно с этого периода началось длительное поступательное движение в развитии музыкально-театрального искусства, которое в конце концов и привело к организации Якутского Музыкального театра, а затем — и Театра оперы и балета.
Следующий значительный этап на рубеже 50-60-х гг. в освоении классических форм с национальной тематикой связан с именем композитора Г.Григоряна. Впервые появились музыкально-сценические произведения в новых для Якутии жанрах: опера-легенда «Лоокуут и Ньургусун», оперетта «Хотугу сибэкки» (Цветок Севера), лирический балет «Камень счастья» (поставлен в 80-е гг. Г.Баишевым).

В 50-е гг. в музыкально-драматический театр им.П.А.Ойунского пришли первые профессиональные вокалисты, выпускники музыкальных ВУЗов России. Из них наиболее значительные имена, оставившие яркий след в истории музыкального театра: Н. Шепелева, М. Попова, М. Лобанов, Н. Баскаров. С 1949г. на концертной сцене царила певица-легенда А.Лыткина, в спектаклях постоянно пела прекрасное сопрано М.Васильева.

В 60-е гг. в театре появился первый выпуск Новосибирского хореографического училища, каждый из которых в дальнейшем широко и полнокровно проявил себя в своей длительной творческой жизни: это настоящие звезды тех лет А.Попов, К.Иванова, Н.Христофорова, Г.Баишев, А.Ултургашев. В эти годы на сцене ярчайшей звездой сияла и великолепная Е. Степанова.

Незабываемыми спектаклями 60-х гг. явились — премьера балета Ж.Батуева «Чурумчуку» (балетмейстер К.Карпинская) и первые спектакли режиссера А.И.Егоровой, из которых выделим оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского (дирижер-постановщик Г.Кривошапко, хормейстер Ф.Баишева) и «Травиата» Дж.Верди (дирижер Б.Ратнер) как первые образцы оперных постановок классического репертуара на якутской театральной сцене. В конце 60-х гг. (затем во второй половине 70-х гг. до 1983г.) свои спектакли ставил режиссер А.Хроленко, заметно обогативший афишу театра серьезными классическими оперными названиями: «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Риголетто» Дж.Верди, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, а также балеты в постановках различных балетмейстеров: «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно, «Ромео и Джульетта» П.Чайковского, «Жизель» А.Адана, и др.
Национальный репертуар в те годы состоял из таких спектаклей, как балеты «Кюн Куо» В.Каца, «Орлы летят на Север» Г.Комракова. Заметными событиями стали постановки режиссера драмы Ф.Потапова опер Г.Литинского «Красный Шаман» «Песнь о Манчаары» Г.Комракова, Э.Алексеева.

К 1971г. творческий коллектив Музыкального театра стал достойным преемником «первопроходцев 40-50-60-х гг.» В новом статусе на его сцене было поставлено около 70 оперных и балетных спектаклей в самых разных жанрах: как классика, так и национальные и современные музыкально-сценические произведения.

В Музыкальном театре появилось новое поколение профессиональных вокалистов, которое ярко, броско заявило о себе. А.Ильина, звезда первой величины, еще с конца 60-х гг. первой начала принимать участие в крупных зарубежных и российских исполнительских конкурсах, выступала с концертами на сценах Москвы, Ленинграда, в других городах СССР, при этом активно участвуя в спектаклях родного театра. Первой из якутян ей была оказана честь выступить в спектаклях Большого театра СССР в ведущих партиях, на легендарной сцене в Москве (1982/1983): Любаша в «Царской невесте» Н.Римского-Корсакова и Сузуки в «Чио-Чио-Сан» Дж.Пуччини.

С 70-х гг. также берет начало звездный путь таких выдающихся певцов республики, народных артистов России и Республики, как замечательный бас Иван Степанов, «золотой» тенор Семен Оконешников, незабываемый Онегин и Манчаары — Александр Самсонов, певицы, полные великого обаяния — Ая Яковлева, Мария Николаева. За каждым из имен – длинный шлейф творческих достижений, большое количество исполненных оперных партий, бесчисленное количество выездных концертов с различными коллективами и делегациями, как по республике, так и по РСФСР, СССР и за рубежом.

В эти годы Музыкальный театр продолжает интенсивно расширять свой оперно-балетный репертуар. Среди крупных работ театра выделяются — новая постановка оперы-олонхо «Ньургун Боотур» Ф.Потапова (1977), опера Н.Берестова «Неугасимое пламя» (лауреат Всероссийского конкурса-смотра музыкальных театров, 1978), опера «Князь Игорь» в постановке крупного ленинградского режиссера Р.Тихомирова.

Ставятся новые названия оперной русской и зарубежной классики: «Чио-Чио-Сан» Дж.Пуччини, «Кармен» Ж.Бизе, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Ф.Тоска» Дж.Пуччини, «Русалка» А.Даргомыжского. Из крупных полотен 80-х гг. – оперы «Пиковая дама» «Иоланта» П.Чайковского, «Оптимистическая трагедия» А.Холминова, «Майская ночь» Н.Римского-Корсакова, «Фауст» Ш.Гуно. Афиша театра постепенно расширяется за счет новых постановок детского репертуара и музыкальных комедий.

В 70-80-е гг. раскрывается балетмейстерский талант А.Попова. На два десятилетия он определяет пути развития балетного искусства Якутии. Им поставлено более 20 спектаклей. Среди них наиболее значительные работы 70-х гг. – балет В.Бочарова «Сияние Севера», «Золушка» С.Прокофьева, «Подвиг» Г.Комракова (спектакль — лауреат премии Комсомола Якутии, 1978), «Сотворение мира» А.Петрова, «Собор Парижской Богоматери» Ц.Пуни, «Щелкунчик» П.Чайковского, «Кармен-сюита» Ж.Бизе-Р.Щедрин, «Северная легенда» Г.Комракова, и др.

Еще на рубеже 60-70-х гг. музыкально-вокальный коллектив театра начал выезжать на гастроли за пределы республики (помимо 1957г.) – Тува, Магадан, Дни республики в Башкирии и Москве (1972). С середины 80-х гг. коллектив театра вновь выезжает на большие гастроли со спектаклями, представляя в рамках Дней якутской литературы и искусства вокальное и хореографическое искусство республики в Москве, Ульяновске, а также городах Сибири и Дальнего Востока.

Указом первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева в октябре 1991г. был утвержден Государственный театр оперы и балета. Он является национальным достоянием республики, музыкальной сокровищницей всех народов, проживающих на земле Олонхо. С тех пор и по настоящее время театр возглавляет директор Г.Местников. Учреждается должность художественного руководителя театра. В разные годы ими были – А.Попов, В.Логинов, С.Чигирев, В.Шадрин.

В марте 1992г. театр оперы и балета представил первую свою работу– постановку оперы Дж.Верди «Трубадур». С тех пор высокий статус подтвержден крупными музыкально-театральными акциями, вызвавшими большой резонанс в республике и в России благодаря новым подходам к традиционным формам театральной деятельности. Проведены первые специализированные и тематические фестивали: балета — «Северный дивертисмент», «Стерх» (художественный руководитель обоих фестивалей Н.Садовская); оперы – фестивали музыки Чайковского и Верди, «Ария Севера».

В новых условиях стало возможным осуществление совместных постановочных проектов с деятелями театров Новосибирска, Красноярска, Бурятии, Монголии, вошедших в Ассоциацию театров Сибири и Азии.

Событийными стали премьеры опер в постановке ведущего режиссера якутской драмы А.Борисова и сценографа Г.Сотникова — «Ньургун Боотур» и музыкальной драмы М.Мусоргского «Борис Годунов», а также — «Реквием» Дж.Верди с приглашением атташе по культуре итальянского посольства в Москве В.Страда.

Ведущие солисты выступают на прославленных сценах России и за рубежом, достойно представляя профессиональное искусство за пределами республики, их приглашают на международные и российские фестивали. Это А. Ильина, И.Степанов, С.Оконешников, и новые звезды 90-2000х гг., народные артисты России и республики А. Борисова, Н.Чигирева — в залах Большого театра РФ, Большом и Малом залах Петербургской филармонии, в Московской консерватории, в Домах-музеях, а также — стажировка в фонде Р.Понсейль в США. Эти выезды, а также активное участие солистов оперы в различных профессиональных конкурсах театр осуществляет благодаря активному содействию композитора, пианиста и продюсера В.Шадрина.

И.Степанов становится Золотым лауреатом конкурса басов имени Ф.Шаляпина, поет на сценах Петербургского театра им. М.Мусоргского и Новосибирского театра, а затем и на сцене Большого театра России в Москве главную партию Бориса Годунова в одноименной опере М.Мусоргского.

Следующее поколение талантливых солистов выступает на оперной сцене: Айталина Адамова — лауреат четырех международных конкурсов, в т.ч. знаменитого конкурса им. П.Чайковского, Марина Силина.

В 90-е гг. ярко проявился творческий потенциал солистов балета: это Борис Матвеев, первый директор балетного фестиваля, ныне народные артисты Г.Дулова, Д.Дмитриев, И.Мясоедов, заслуженная артистка России О.Абрамова, и др.

В это десятилетие балет отправляется в большое турне по городам Китая, с показом своих спектаклей; представляет на суд критиков и зрителей программу первого Бенефиса в Москве.

В 2001г. имя народного писателя Якутии Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона было присвоено театру.

В настоящее время (с 2008г.) художественным процессом руководит режиссер К.Сергучев совместно с главными специалистами: главным режиссером П.Неустроевым (в 80-90-е гг.– ведущий баритон театра), главным дирижером А.Унаровым, главным художником С.Ивановой, главным балетмейстером М.Сайдыкуловой (в 70-80-е гг. – ведущая солистка балета), главным хормейстером О.Птицыной, заведующей режиссерским управлением Н.Черкашиной. Работают дирижер Н.Пикутский, художник М. Оконешникова, концертмейстеры Н.Шадрина, Л.Сафронова, в балете З.Парфенова, в хоре Л.Николаева. Сценооборудованием заведует А.Местников, завпост – П.Миронов, руководитель производственных мастерских Г.Алексеева, зав. парикмахерским цехом — Е.Винокурова, зав. костюмерным цехом – З.Гоголева.

За последнее время на сцене театра оперы и балета поставлены следующие спектакли: постановки режиссера К.Сергучева – экспериментальная музыкальная драма «Смерть Паяца» Леонкавалло (дирижер Н.Пикутский, художник С.Иванова), мистическая драма «Русалка» Даргомыжского (дирижер Н.Пикутский, сценография С.Ивановой).
В 2009г. коллектив театра в Москве удостоен звания лауреата специальной премии жюри музыкального театра Национального театрального Фестиваля «Золотая Маска» за оперный спектакль Владимира Кобекина «Александр Македонский» (художественный руководитель спектакля А. Борисов, режиссер-постановщик – К. Сергучев). Во время фестиваля оперная дилогия была показана полностью, со спектаклем «Кудангса Великий». Впервые как мировая премьера оперная дилогия была представлена на сцене московского театра «Новая опера» в 2007 году в рамках Фестиваля искусств Дней республики Саха (Якутия) «От олонхо к новой опере».

Постановки режиссера П.Неустроева: «Волшебная флейта» Моцарта (дирижер С.Разенков, художники Е.Шапошникова, М.Оконешникова), «Чио-Чио-Сан» Пуччини (дирижер Н.Пикутский, художник С.Иванова), возобновления «Риголетто» Верди, «Сказки старика Сээркээн Сэсэна» З.Степанова, «Евгений Онегин» П.Чайковского (дирижер А.Унаров, художник С.Иванова), «Алеко» С.Рахманинова (дирижер Н.Пикутский, художник М.Оконешникова), «Дон Жуан» Моцарта (дирижер А.Чепурной (Красноярск), сценография — С.Иванова, художники М.Оконешникова, А.Зыков).

Из спектаклей на национальную тематику поставлены оперы: «Биhик ырыата» Захара Степанова (2010, режиссер П.Неустроев, дирижер А.Унаров, художники С.Иванова, М.Оконешникова), опера «Лоокуут и Ньургусун» (режиссер драмы В.Фомин, 2002), оперетта «Хотугу сибэкки» Гранта Григоряна (2008, режиссер П.Неустроев, дирижер В.Колесов, художник М.Оконешникова), духовная опера «Аар Тойон алгыhа» (в концертном исполнении).

В театре в эти годы проходят такие международные проекты, как «Якутия-Япония в зеркале культурного сотрудничества» с 2004г., саха-немецкий проект «Фигаро на Дальнем Востоке» с первым концертом в 2011г. «Реквием» Моцарта, прошедший с огромным успехом (руководитель проекта П.Шварц, дирижер Р.Энгелен, режиссер К.Сергучев, художник С.Иванова). Возобновились международные постановки совместно с монгольскими деятелями оперного театра: на Юбилейном фестивале ожидается премьера оперы «Богема» Дж.Пуччини (дирижер Тулайхуу, режиссер К.Сергучев, художник Гумбаат).

Проведены оперные фестивали «Ария Севера», «Ирина Архипова и Владислав Пьявко представляют…», «Моцарт за Полярным кругом», «Вдохновение».
Ведущими солистами в этом десятилетии стали – Н. Попов, Ю.Баишев, А.Дьяконова, А.Мухина, Ф.Шахурдина, П.Герасимова, Е. Колодезников, И.Чичкова. А.Емельянов выступает по контракту в различных спектаклях, премьерных и репертуарных, на сценах Московского Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, Ростовского Музыкального театра. Два солиста – А.Адамова и А.Емельянов, впервые в истории театра выступили в двух итальянских театрах в основных партиях в спектакле «Риголетто». Л. Кузьмина проходила стажировку в Оперном центре Г.Вишневской и спела на московской и петербургской сценах главную партию в опере «Кармен», прошла стажировку у Р.Коссото в Италии.

Большим событием общереспубликанского значения стало исполнение и запись Гимна республики композитора К.Герасимова хором и оркестром театра (2005). Хоровой коллектив (главный хормейстер О.Птицына) был удостоен Почетной грамоты Государственного собрания (Ил Тумэн).

В 2000-е гг. поставлены балеты: «Принцесса Луны» Каллоша (балетмейстер Н.Боярчиков), «A lombre des vents» (В тени ветров. Балетмейстер Л.Левассер, Франция), «Бахчисарайский фонтан» (К.Шморгонер), постановки М.Сайдыкуловой — «Свет и тени Марты Грэхэм…», «Аромат смерти» В.Шадрина, «Корсар» А.Адана, «Античные танцы» О.Респиги, «Священный Ильмень», Гран па из балета «Пахита», «Спящая красавица» П. Чайковского.

Культурными событиями в республике стали постановки балетов «Лебединое озеро» Чайковского (1999) и «Ромео и Джульетта» Прокофьева (2004) в хореографии Ю.Григоровича и сценографии С.Вирсаладзе. Эти спектакли были показаны за пределами республики и с воодушевлением приняты в Китае и Монголии.

С 2004 года в театре действует Попечительский совет театра. Первым Председателем его стал В.М.Власов. Также членами Совета являются руководители крупнейших акционерных компаний республики. Совет активно помогал коллективу театра достойно представлять свое искусство в Татарстане на сцене ГАТОиБ им.М.Джалиля (2008), в Монголии на сцене Национального АТОиБ (2010), поддерживает молодые таланты оперы и балета.

Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Дмитрия Кононовича Сивцева-Суоруна Омоллоона – единственный стационарный театр оперы и балета в Дальневосточном Федеральном округе, один из четырех театров оперы и балета в Сибири, лауреат Всероссийской театральной премии Фестиваля «Золотая Маска-2009» с уверенностью смотрит в свое будущее. Коллектив постоянно пополняется творческой молодежью – выпускниками Уральской консерватории, Арктического института искусств и культуры, Высшей школы музыки РС (Я), Якутского хореографического училища им.А.и Н.Посельских, которая уже активно входит в репертуар театра.

Творческий коллектив театра принял самое активное участие в проходившем в сентябре 2011г. Форуме духовности, в завершении его представив свою новую работу – премьеру духовной оперы В.Ксенофонтова и В.Кондакова «Аар Тойонно алгыс» (Алгыс верховному владыке) в концертном исполнении.

Театр на протяжении многих лет является центром музыкальной культуры республики, и его активная работа в этом направлении, богатейший опыт, несомненно будут вложены в республиканскую программу развития культуры и искусств Республики Саха (Якутия).