Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона
48-й
театральный
сезон
«Волшебная флейта» Анны Згонниковой

8 октября 2019, 05:28

В эти выходные в театре оперы и балета был представлен оперный спектакль «Волшебная флейта».  Очаровательный сказочный спектакль идет на  сцене с 2006 г. Дебютную постановку оперы осуществил главный режиссер театра, в прошлом ведущий якутский баритон Прокопий Неустроев. В то время он обучался в РАТИ-ГИТИС в мастерской патриарха российского музыкального театра Г.П. Ансимова.

Режиссер тонко уловил светлый и мудрый «наив» моцартовского гения и в этом ключе выстроил всю композицию спектакля, логику действия всех его персонажей, опустив все туманные подробности про масонскую символику либреттиста Шиканедера, друга Моцарта по масонской ложе. И конечно, сквозной линией прошла моцартовская идея – движение от духовной Тьмы к просвещенному Свету, как сегодня бы сказали, к торжеству новых технологий. Поэтому в декорациях царства Зарастро символ солнца изображен на фоне  деталей  электронной схемы.

Памина — А. Згонникова, Папагено — Ю. Баишев
Памина — А. Згонникова, Моностатос — В. Киселев

Помимо всего, атмосфера «Волшебной флейты» обогатилась, по замыслу режиссера, национальными северными элементами в декорациях и костюмах (художники Екатерина Шапошникова и Марьяна Оконешникова). Так, действие из знойных берегов Египта было перенесено  на Север,  возможно, на Верхоянские хребты, куда волею случая попал главный герой Тамино (Григорий Петров).

В его поисках прекраснейшей девушки Памины (Анна Згонникова) помогала Царица ночи (Альбина Борисова), три Дамы (Ирина Чичкова, Ольга Чемпосова, Анастасия Мухина) и птицелов Папагено (Юрий Баишев), который на самом то деле — снежный человек, чучунаа. Царица ночи наговорила Тамино много нехорошего про Верховного жреца Осириса и Исиды – знаменитого Зарастро, который якобы похитил и держит в плену несчастную дочь Царицы. В конце концов, интрига Царицы ночи раскрылась – солнцепоклонник Зарастро (Егор Колодезников) оказался добрейшим человеком, мудрецом, у которого Памина оказалась по воле богов. Его царство (свита – Александр Донской, Владимир Павлов, три загадочных мальчика – Саргылана Павлова, Виктория Заровняева, Зинаида Колодезникова, воины — Андрей Евстифеев, Артем Михайлов), в отличие от темных сил Царицы ночи, оказалось многочисленным и дружественным к молодым Тамино и Памине (хор театра под руководством Октябрины Птицыной).   Правда, был один разбойник с африканскими корнями – мавр Моностатос (Владислав Киселев), который стремился помешать счастливой встрече Тамино и Памины, но он был позорно и публично уличен  в своем злодействе.  В конце  концов, как обычно бывает в сказке, Добро победило Зло, тьма рассеялась, чтобы уступить место светочу мудрости, знания, любви и благости. И чучуна Папагено  тоже нашел  свою суженую – обаятельное дитя природы Папагену (Марина Силина). Кстати, из всех персонажей этой замечательной оперы  астрономы, — судя по всему, большие поклонники оперного искусства —   выделили  Папагену, назвав ее именем один из астероидов. Наверно, им приглянулось ее обещание породить много-много маленьких папагенят. Еще одним незримым, звуковым персонажем моцартовской оперы является инструмент флейта (соло в оркестре: Вячеслав Воронин (флейта), Ирина Николаева (флейта-пикколо) – любимый инструмент великого композитора. Флейта в этой опере — символ самого чудесного, самого волшебного из  искусств – музыкального искусства.  Дирижер спектакля – Николай Пикутский.

Тамино — Г. Петров
Три Дамы — А. Мухина, О. Чемпосова, И. Чичкова
Царица ночи — А. Борисова

Субботний спектакль «Волшебная флейта» театр посвятил Золотой юбилейной дате солистки оперы, заслуженной артистки Республики Саха (Якутия) Анны Згонниковой. Она вышла в главной  партии Памины. В фойе зав. музеем Л.Л. Габышевой была организована выставка о жизни и сценической деятельности певицы. Юбилейный спектакль в фотографиях запечатлел Василий Кривошапкин.

Фрагмент выставки театрального музея

Справка.

Анна Згонникова, уроженка Алдана, после окончания Новосибирской консерватории, с 1997 г. до сегодняшнего дня служит  в якутском театре оперы и балета. В ее театральном багаже – ведущие сопрановые партии в таких спектаклях, как «Турандот», «Евгений Онегин», оперетта «Летучая мышь», «Мадам Баттерфляй», «Алеко», «Кармен», «Пиковая дама», в операх для детей, и т.д. Примечательно, что во время заключительной части юбилейного вечера, где были поздравления от филармонии Якутии, родного театра и профкома (и.о. директора Маргарита Васильева, Анна Дьячковская), на сцену вновь вышла Папагена в своем сценическом костюме, но уже в лице заместителя министра культуры и духовного развития РС (Я) Марина Силина, а рядом блистала, счастливая из-за успешного проведения спектакля, Памина (тоже в сценическом костюме) в лице солистки оперы Анны Згонниковой. Так, в спектакле неожиданно случился второй, не менее жизнерадостный, финал —  во славу якутского театра оперы и балета и одной из верных служительниц храма искусств – Анны Згонниковой.