Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона
48-й
театральный
сезон
Тот, кто заложил основу …

11 ноября 2019, 09:53

У колыбели якутской Терпсихоры стоит немало славных имён. И в начале начал – трепетное имя для каждого из нас, кто вверил ей свою судьбу.  Иннокентий Дмитриевич Христофоров.

Он в числе первых из народа саха – солист балета и педагог классического танца 40-х, первый из саха балетмейстер-хореограф и руководитель балетной труппы 50-х. Когда-то это имя звучало для современников символом только родившегося юного якутского балета, впервые представшего перед взорами якутян…

И в наши дни Христофоровы – это известная потомственная, балетная и театральная фамилия.  Её на сцене, в искусстве продолжают дочери Иннокентия Дмитриевича.  Балерина 60-80-х, засл. артистка РФ и РС (Я), лауреат премии им.П.А.Ойунского Наталья Христофорова, ныне педагог-репетитор театра оперы и балета. Актриса Саха академического театра, отличник культуры РС (Я) Матрена Христофорова-Сидельникова.

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Иннокентия Христофорова, а значит и всей творческой династии.

Иннокентий Христофоров родился 12 ноября 1919 г. в селе БаягаТаттинского (Алексеевского) района. Его отец Дмитрий Ефимович был председателем колхоза, считался долгожителем по тем временам, так как прожил 80 лет. Его мама Матрёна Ивановна рано ушла из жизни, когда сыну было всего три года.  Об этой тяжелой поре лишений будущего танцовщика писала в своё время, нар. артистка республики, засл. артистка РФ, дирижёр Галина Михайловна Кривошапко: «мальчик рос, не зная, как другие дети, материнской заботы, не слыша ласкового материнского слова»».

В семье он был старшим сыном и присматривал за младшими Дмитрием и Николаем, братьями от второго брака отца, потому очень поздно переступил порог семилетней школы и окончил её только в 19 лет.

Детство и отрочество Иннокентия скрашивали его природный дар –  естественное желание танцевать. Выразительный, музыкальный, он всегда имел успех на школьных и клубных концертах. За необыкновенную лёгкость, виртуозную подвижность в танце односельчане наградили его прозвищем Кутуях (Мышка). Танцевал он всегда в паре с одноклассницей, сестрой  будущей известной  драматической артистки, засл. арт. РС (Я) Ирины Михайловны Максимовой.

Получив аттестат об окончании школы, он был принят на работу в Якутске секретарём и статистиком Информационного отдела при секретариате Президиума Верховного Совета ЯАССР.

Но вскоре его жизнь круто меняет направление. Почему? Как гласят семейные легенды – он не прошёл по конкурсуна учёбув кооперативный техникум только по своему здоровью, а на балет, где это здоровье — ой, как требуется, его сразу приняли. Почему – балет?  Смеясь, он всегда отвечал, что случайно услышал: там у студентов  продуктовый паёк больше, чем у статистиков. Казалось бы, прозаично, но жизненно необходимо для того времени.  И всё же это, конечно, – предназначение и судьба.

Итак,в январе 1941г. он поступает учиться на хореографическое отделение Якутского Музыкально-вокального коллектива Управления по делам искусств при СНК ЯАССР, открывшегося с осени 1940 г.

Там и произошла его встреча с необычайно интересным человеком, педагогом-балетмейстером Иваном Карениным, который увлёк Иннокентия своей яркой творческой личностью и грандиозными планами.

Как писал сам Христофоров, это был замечательный человек, талантливейший профессионал: за его плечами были Московская школа, Большой театр, Ленинградская консерватория, работа со знаменитыми мастерами Вагановой, Бочаровым, Вечесловой, Люком. Под зорким оком своего педагога Иннокентий с энтузиазмом начал осваивать и лучше многих освоил за годы учебы и параллельной практики в театре не только основы классического танца, но и методику преподавания, а также постепенно раскрылся и как постановщик. По свидетельствам современников, Иннокентий всегда отличался любознательностью, живым наблюдательным умом, обострёной, чуткой восприимчивостью к классическому танцу, ко всему прекрасному. Так балет стал смыслом и содержанием его жизни.

Но вскоре началась Великая Отечественная война. Напряжённую физическую нагрузку, голод и холод могли выдержать немногие, из 30 студентов к концу выпуска Иннокентий остался единственным юношей среди шести девушек. Как писал он об этом периоде: «Это было моё первое одиночество».

Одарённый Христофоров был самым любимым воспитанником Каренина. Вскоре учитель и ученик стали близкими друзьями, они дорожили дружбой все годы совместной работы, да и проживали они позднее долгое время в одной квартире. Иннокентий был незаменимым помощником Каренина во всех делах и начинаниях, в том числе и в его работе над танцевальным фольклором. Вдвоём они объездили многие районы республики в поисках новой одарённой молодёжи. Это было нелёгким делом, ведь в те годы балетное искусство на Севере не знали и не понимали, а профессию танцовщика считали вообще делом несерьёзным.

Можно себе представить, сколько усилий, труда и энтузиазма стоило им, чтобы только слово и понятие «балет» вошло в жизнь, стало частью культурной жизни Якутии. В то далёкое военное время лишь одержимые мечтатели-романтики могли осуществить идею создания балетной труппы.

Христофоров успешно учится и одновременно числится артистом балета реорганизованного Якутского государственного музыкально-драматического театра. В 1944 г. получает квалификацию артиста балета и опыт преподавателя по классу хореографии, и продолжает работу в том же коллективе, но уже выделенном в первый самостоятельный Государственный Музыкальный театр-студию.

Иннокентий Христофоров был одним из любимых артистов, многие и ныне помнят его выступления: необыкновенная артистичность и необыкновенная лёгкость прыжка с «баллоном». Репертуар, который танцевал Христофоров, состоял из множества номеров, поставленных Карениным: «Молдаванеска», «Норвежский», «Украинский», «Лявониха», «Татарский», «Чардаш», «Арабский», «Испанский», шуточный «Болтуны», спортивный «ЯЦДСП», «Наша героиня» — на тему Великой Отечественной войны.

Иннокентий Дмитриевич был очень эффектным и полётным в знаменитом «Танце с лентой» из балета «Красный мак», который в то время исполнялся выдающимся Асафом Мессерером и был очень популярен на сценах страны. Благодаря Каренину и далёкий Якутск не отставал от современных веяний. На основе классического танца Христофоров исполнял «Вальс»в дуэте сЕвгенией Садовниковой, а позднее — дуэт из  экспериментальной оперы-балета А.Костина «Кыталык» (Стерх) с  АксениейПосельской. Его партнёршами в танцах этих лет были однокурсницы по учёбе в ЯМВК: Мария Попова  (мать балетмейстера А.Попова), Ирина Максимова (впоследствии драмактриса, засл. арт.РС (Я), Вера Волжанинова, Александра Харюшина.

Кроме концертных программ, артисты и студенты исполняли танцы в музыкальной драме «НьургунБоотур стремительный», в инсценировке по опере «Майская ночь», участвовали и в драматических спектаклях.

В первом театрализованном концерте «Айхал» 1943 г., посвящённом грядущей Победе в Великой Отечественной войне, Христофоров с И.Максимовой танцевали влюблённую пару, которая являлась лейтмотивом  всей программы.

Победа Великой Отечественной была не за горами, и правительство страны планировало встретить это событие большими культурными событиями во всех республиках Союза. В 1944 г. республика наметила создание первых крупных оперно-балетных спектаклей, – к ним  подвела большая работа и первые результаты в области музыкального искусства. Для этого большая творческая бригада была командирована в Москву для создания новых произведений вместе с русскими композиторами.

С этой же целью одарённые кадры балета Посельская, Христофоров, Садовникованаправлялись на стажировку в московское училище, но Иннокентий Дмитриевич не смог воспользоваться этой возможностью, он страдал туберкулёзом,как и многие якутяне тех лет. Оставшись, принимает самое разностороннее участие в подготовке этого большого культурного замысла в Якутске.

Пиком сценической деятельности артиста, как и для всего периода становления балетного искусства стала историческая  премьера первого балета «Сир Симэгэ», которая состоялась в дни празднования 25-летнего юбилея ЯАССР 29 июня 1947 г.

Иннкентий Христофоров выступил в главной мужской партии охотника Бэргэна, а в заглавной партии – АксинияПосельская. Кстати, в профессиональной судьбе балерины имел решающее значение и дальновидный благородный поступок Иннокентия Дмитриевича.

Как вспоминал Христофоров,А.Посельская по возвращении из Москвы, «не имела жилья, потому решила уехать в село. С нею были дочь Наташа, мать, сестра и брат. Так  бы и оставила свою профессию, и для того, чтобы удержать её, я пригласил их жить в свою однокомнатную квартиру. Так прожили год в тесноте, да не в обиде. Ксения поступила работать артисткой балета в музыкальный театр-студию. Одно время работала преподавателем класса хореографии в музыкальной школе. А вскоре началась и работа над «Сир Симэгэ».

Первый балетный спектакль настолько покорил зрителей проникновенным дуэтом Христофорова сПосельской, представленном в волшебной поэтичности классического танца, что это вознесло артистов в ранг настоящих национальных героев. Иннокентий Дмитриевий танцевал и со второй исполнительницей партии Сир Симэгэ — профессиональной балериной Нелли Сильванович.Благодаря талантливым артистам балетное искусство бесповоротно завоевало сердца якутян.

Христофоров очень глубоко осознавал историческое значение этого культурного события:

«Быть участником первого национального балета – большая честь. Ведь мы, коллектив театра-студии, должны создать настоящий высокохудожественный спектакль, чтобы балетное искусство якутского народа далее развивалось и совершенствовалось. А для этого образы героев балета должны быть правдивыми, жизненными, а танец – привлекать и волновать зрителя. Работая над ролью Бэргэна, молодого охотника, мне хотелось создать образ полноценный в художественном отношении. Не знаю, насколько мне это удалось, но я приложил к этому все свои знания и искусство, приобретённые мною за годы овладения хореографическим искусством».

Иннокентий Дмитриевич, кроме подготовки партии Бэргэна, помогал  Каренину в предварительном сборе танцевального фольклора, использованного при постановке балетмейстером С.В.Владимировым-Климовым, и, что немаловажно, проводил большую работу и как ассистент постановщика.

Кроме того, он сам сочинил для юбилейной концертной программы двадцатиминутную сюиту «Якутский молодёжный танец» на музыку В.Салимана-Владимирова, в которой звучал знаменитый «Победный марш».

Большую лепту в появление «Сир Симэгэ» внёс Христофоров и как педагог классического танца хореографического отделения Музыкального театра-студии, подготовивсовместно с педагогом-балетмейстером О.Т.Зиминой кадры для первого балетногоспектакля.

О педагоге Христофорове ярко говорит тот факт, что его ученик, ещё студент студии Лаврентий Мекюрдянов успешно дебютировал в «Сир Симэгэ» в главной партии Бэргэна, как дублёр своего учителя. Среди других воспитанников Христофорова известные солистка балета и педагог-репетитор Евдокия Толстоухова-Сивцева, заслуженный артист республики Михаил Местников, , а также Константин Абрамов, Нина Цой, Анна Торговкина, Ольга Егорова и другие.

Но, когда в результате гигантской работы было уже положено успешное начало первого репертуара, последовал неожиданный удар для всего музыкального искусства республики:15 марта 1948 г. выходит Указ Правительства о ликвидации только набравшего силу молодого Музыкального театра-студии.

Но всё жев конце театрального сезона 1947-1948 гг. на якутской сцене появляется первый спектакль русской классики «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева в постановке балетмейстера С.В. Владимирова-Климова, в котором Иннокентий Дмитриевич создаёт образ Гирея, ещё раз подтвердив свой незаурядный актёрский  талант.

От коллектива в триста человек была оставлена небольшая группа, вошедшая в состав драматического театра. Иннокентий Дмитриевич, как и композитор М.Н.Жирков, много раз обращался в разные инстанции, считая своим долгом вернуть достигнутое столь невероятными усилиями. Никто не мог что-либо изменить, и это обстоятельство угнетало его многие годы.

Приглашённые специалисты уехали из Якутска, и Иннокентию Дмитриевичу было вверено неофициальное руководство оставшейся группы артистов. На тот период он остался единственным из местных кадров старшего поколения:«Это было моё второе одиночество», –   так позднее характеризует он создавшуюся ситуацию.

Стараясь сохранить«Сир Симэгэ» и «Бахчисарайский фонтан», он проявляет немало изобретательности, чтобы балеты шли хотя бы в малой форме и вводит в них новых молодых исполнителей.Как солист балета он продолжает исполнительскую деятельность, а также репетирует концертные номера Владимирова-Климова, Каренина.

Конечно же, сам неустанно расширяет концертный репертуар артистов: ставит массовую «Армейскую пляску» в честь 70-летия Сталина, в которой участвуют и молодые драмартисты,многие из них станут позднее выдающимися и признанными, групповые «Вальс» и «Украинский»…

В дальнейшем большую помощь в его работе руководителя и балетмейстера оказывает полугодичная стажировка в Ленинграде с января 1950 г. он многому учится на занятиях, репетициях в знаменитом Кировском театре и хореографическом училище, неоднократно общается с А.Я.Вагановой и другими прославленными педагогами.

В родной Якутск Иннокентий Дмитриевич возвращается с ещё большим желанием возродить жизнь балетной труппы. Он назначается временно исполняющим обязанности балетмейстера, а позднее уже балетмейстером ЯГМДТ.

Благодаря плодотворной стажировке вЛенинграде, он в этот период расширяет концертный репертуар новыми постановками. Этогрупповой «Вальс» из балета «Щелкунчик», для Марии Жорницкой — «Якутский танец с платочком» и «Русский танец», «Танец с золотыми пальчиками» из балета «Красный мак»,«Танец с лентой» — для Лаврентия Мекюрдянова также из балета «Красный мак», а для- АксинииПосельскойэффектный номер «Грузинская лезгинка» на пуантах.

Кроме того, сочиняет танцы и в драматических спектаклях, в т.ч. «Тарантеллу» в комедии «ПроделкиСкапена» и другое.

Из воспоминаний народного артиста республики Лаврентия Мекюрдянова: «Мой учитель был интеллигентным, прекрасным душой человеком, я его очень любил и уважал. Он всегда мечтал воспитывать кадры на родной земле и сам многое делал для этого… Он поставил для театра большое количество концертных номеров, которые всегда отличались фантазией и имели большой успех у зрителей».

Весной 1954 г. Христофоров в последний раз выходит на сцену театрав «Половецких плясках» в картине «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» в постановке вновь приехавшего в Якутскбалетмейстера С.В. Владимирова-Климова.

В этом же году деятельность Иннокентия Дмитриевича в театре прерывается, в связи с усугубившимся состоянием здоровья от вопиющих условий труда тех лет, от безрезультатных обращений в разные инстанции по этому поводу. Он покидает любимый балет, которому были отданы все порывы его души, лучшие годы молодости.

И всё же Христофоров остаётся верным танцу. Работая киномехаником в родном селе БаягаТаттинского района, он щедро дарит свои знания и богатый опыт хореографа-постановщика сельской самодеятельности.

Как это широко было принято, ещё работая в театре, в качестве общественной нагрузки, Христофоров постоянно помогал школьной и студенческой самодеятельности. Среди этой молодёжи занималось немало будущих известных людей республики, которые приобщались к танцу. Так, в танцевальной группе Пединститута у него участвовал юный Василий Гольдеров, будущий замечательный якутский поэт.

Ещё в начале 50-х он организовал танцевальный коллектив в Намском районе. Известно, что им создан такой же коллектив в Мегино-Кангаласском, для обоих он сочинил большие и интересные программы номеров. Прекрасно и всесторонне зная фольклор, Христофоров продолжал разрабатывать  якутский сценический танец, возвращая им первозданное, во многом забытое тематическое и ритмо-пластическое разнообразие.

Благодаря его скрупулёзной работе повышается художественный уровень многих танцевальных коллективов родного ему Таттинского района. Они успешно участвуют на различных смотрах и фестивалях. Его постановки «Танец труда», «Кумысный танец», «Дьэрэнкэй», «Саха осуохай», сюита «Дружба народов» и другие исполнялись в течение многих лет не только по республике, но и за её пределами, а также в Москве, получали высокую оценку специалистов.

Но балетная молодость временами не давала покоя. Из глубокого понимания своего профессионального долга перед историей, участником которой он являлся с первых шагов, Христофоров написал очень ценный материал. В журнале «Хотугусулус» он отдаёт должное русским первопроходцам хореографии в Якутии: Каренину, Зиминой, Владимирову-Климову, Сильванович, Жорницкой, Ходыреву. О себе же – почти ничего.

Он единственный, кто оставил для истории сведения об этих людях. Наверное, он вправе мог бы сказать, что это было его балетное «третье одиночество». В другой своей публикации 60-х он ставит проблему системной и всесторонней подготовки кадров в центре – артистов, хореографов, балетоведов, дирижёров, композиторов, а для будущего театра оперы и балета – создание хореографического училища.

А после этого, в течение долгого времени Иннокентий Дмитриевич не напоминал о себе, хотя в печати его с благодарностью вспоминали ученики и коллеги по театру. Естественно, его имя появлялось в материалах о дочери Наталье Христофоровой.

Как-то в 70-х он смог побывать в Якутске на её дебюте в балете «Ромео и Джульетта», видел её выступления и на летних гастролях в Таттинскомрайоне. Интересно и то, что Наталья выступала на сцене с воспитанниками своего отцаЛ.Мекюрдяновым и М.Местниковым.

Незабываем тот символичный момент, когда через очень много лет, 9 января 1992 года на Презентации нового статуса театра оперы и балета на сцену вышли два поколения балета Христофоровых. Это было впервые! Зрительный зал встал и взорвался аплодисментами. А отец и дочь, очень похожие в своей благородной скромности, дружно раскланиваясь, лучились тихой благодарной радостью…

Гордился Христофоров и успехами дочери Матрёны, видел её первые шаги на сцене Сахатеатра. Из воспоминаний Матрёны Иннокентьевны: «Да, тогда ещё были живы старейшины драмы, которые хорошо знали и с глубоким уважением говорили о моём отце, ведь когда-то они вместе начинали свой путь в искусство. Отец всегда был человеком увлечённым и многое делал талантливо. В родном улусе славился как прекрасный постановщик якутских танцев и прекрасный киномеханик. Он на вес золота – меткий охотник, как и его балетный герой Бэргэн. Также на вес золота – хороший фотограф, и печник, и парикмахер. Как помню, в нашем дворе никогда не вырастало столько цветов, как в ту, его последнюю весну».

В начале 1980-х годов Христофоров изредка переписывался со мной, поддерживая создание музея в театре. Он очень волновался и просил в своих письмах, чтобы его деятельность была «представлена без преувеличения и всякой хвалы», «история любит правду, балет моего времени был совсем другим по сравнению с нынешним»…

Всё это понятно. Время к каждому предъявляет свои требования.

Но ведь он и сам писал, что: «Любое растение берёт начало от корня, так же нынешний музыкальный театр имеет свои далёкие корни, …  ведь всё равно кто-то заложил начало, просто так ничего не появляется».

Многогранная деятельность талантливого самородка ярко высветилась  в январе 1998 г. на первом Вечере в его честь «Саха ааркөмүсбитииhитэ», проходившего в рамках 50-летия якутского балета.

Уже 90-летнему юбилею  Иннокентия Христофорова в 2009 г. балетная труппа посвятила  спектакль «Бахчисарайский фонтан».

С большим уважением и любовью относятся к памяти своего замечательного земляка и односельчане: в 2002 году имя Иннокентия Христофорова было присвоено Баягинской музыкальной школе, а на районых и зональных конкурсах танцевальных коллективов лучшим участникам от Таттинского улуса вручается приз его имени.

Заслуга Иннокентия Христофорова в нашей истории основополагающая, и действительно, без малейшего преувеличения. Он  является первым балетным танцовщиком; он воспитал кадры, ставшие творческим ядром на десятилетия; некоторые из них танцевали и в 70-е,  и даже в 90-е гг. Он первый балетмейстериз саха, который в самый труднейший, неблагоприятный период сумел сохранить молодое искусство и труппу для лучшего будущего. Он яркая,знаковая личность, творческий лидер молодого балетного искусства своего времени.

Лира Габышева,

заслуженный деятель искусств РС (Я), зав. музеем ГТОиБ