Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона
48-й
театральный
сезон
Поспешишь, людей насмешишь

12 ноября 2019, 04:04

Поспешишь, людей насмешишь

Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона представил фестивале «Видеть музыку» национальную гордость: комедию Владимира Ксенофонтова «Тиэтэйбит»

На русском языке комедия называется «Поспешивший». Ее главный герой, Омуннаах Уйбаан, ведет беззаботный образ жизни, проводя большую часть своего времени в кабаках и игральных домах. Услышав новость о смерти своей супруги, «любящий» муж, не озаботившись проверкой полученных сведений на соответствие действительности, отправляется праздновать это радостное событие к приятелю, Кyɵc Петру, и после нескольких рюмок сватается к его дочери, недавно овдовевшей Аллаах Алааппыйе. Вернувшись домой, Омуннаах Уйбаан видит, что его жена, Огдоооччуйа, жива и умирать даже не собирается. Достойно выйти из сложившегося положения герою не удается и заканчивается комедия перевоплощением в трагедию: Омуннаах Уйбаана выгоняют из дома.

Сюжет, конечно, не блещет оригинальностью, но его вполне достаточно для того, чтобы сделать приятный музыкальный спектакль и даже растянуть зрелище почти на два часа. Композитор Владимир Ксенофонтов сам написал либретто, основываясь на одноименной комедии Николая Неустроева (1895–1929), и сочинил музыку.

В произведении есть несколько разговорных сцен, но пению отдана всё же главенствующая роль. Музыкальная драматургия воспринимается преимущественно как сквозная, хотя у некоторых героев есть песенные номера, претендующие на то, чтобы стать хитами. Мелодика, щедро снабженная форшлагами и интонационными оборотами, напоминающими народное пение, плавно лавирует между декламационностью и кантиленами. Гармония укладывается в нормы классико-романтической системы и обильно раскрашена модальностью: смелых авангардных решений здесь нет, что, в принципе, вполне соответствует жанру, но иногда композитор наслаивает друг на друга типичные для музыки XX века диссонансы, что несколько омрачает общее настроение музыки.

Отдельно стоит отметить великолепную фактурную работу и оркестровку: композитор виртуозно распоряжается красками инструментов, мастерски сопоставляет тембровые, ритмические и гармонические контрасты, благодаря чему вся партитура воспринимается очень легко и живо.

Постановка (Прокопий Неустроев) вполне академична и никаких отклонений от театральных традиций нашей страны не демонстрирует. Декорации (Марьяна Оконешникова) просты, но вполне соответствуют духу произведения и географической местности. Зрителю показан интерьер типичного жилища якутов, вписанный в занавес, где изображен заснеженный пейзаж. Подвижные огоньки имитируют падающий снег. Костюмы представляют собой национальную одежду жителей этого края. Таким образом, спектакль «Поспешивший» воспринимается как целых два музея: первый – театральный, а второй – краеведческий.

Музыканты старались играть и петь максимально выразительно. Это им удалось. А вот технически они справились не со всеми задачами. Инструментальную звуковую картину немного испортили медные духовые, но в целом этот небольшой оркестр показал себя вполне достойно (дирижер – Алексей Унаров).

Солисты пели, как могли, но именно оперное искусство как таковое они показывали далеко не всегда. Прасковья Герасимова (Аллаах Алааппыйа) продемонстрировала, пожалуй, наиболее приближенное исполнение к тем нормам, которые принято ожидать в оперном театре: у нее поставленный голос, богатый тембр, округлый звук. Красивые ноты проскальзывали и у других солистов (Александр Донской, Владимир Павлов, Борис Алексеев и т.д.). Но преимущественно они скорее говорили по нотам в строгом ритме, чем пели. В данном случае этого вполне достаточно, хотя некоторые мелодические изыски композитора могли бы прозвучать ярче, будь они грамотно спеты.

То, что Якутский оперный театр привез именно «Поспешившего» – безусловно, удачное решение. В репертуаре коллектива есть и классические произведения («Дон Жуан» и «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Риголетто» Дж. Верди, «Мадам Баттерфляй» и «Богема» Дж. Пуччини и др.). Но как звучали и выглядели бы эти мировые шедевры в таком исполнении на московской сцене? А тут – вполне органичный, репрезентативный и уникальный спектакль, представляющий труппу в самом выгодном для нее свете.

Сергей ЕВДОКИМОВ

Фото Елены Лапиной

 http://vmfest.ru/reviews/pospeshivshiy-yakutia

1 из 29
2 из 18